«Но баранку не бросал шофер…»

от 20 июля 2009, 22:11, посмотрело: 3 223


«Но баранку не бросал шофер…»


Эти слова, как нельзя лучше, подходят к первому шоферу нашего Унинского района Семену Леонтьевичу Маслову. Была в его жизни и “дорожка фронтовая”, и “бомбежка” еще в первую мировую войну. Родился он в сентябре 1888 года и в 1910 году был призван в царскую армию. Служить крепкого крестьянского парня определили в авиацию, и домой он вернулся лишь после Великого Октября в 1917 году.


Служба в армии многое дала Семену Леонтьевичу. Здесь он приобрел три специальности: шофера, летчика и телефониста. Это был первый шофер и летчик в районе. Как пилот, он был и не плохим авиамехаником. На вооружении  тогда были французские самолеты фирмы “Фарман”.


Но летать Семену Маслову много не пришлось. Военное начальство быстро присмотрело этого способного исполнительного солдата. Он без особой суеты, смекалисто и споро выполнял все возложенные воинские обязанности. И служил он по первой специальности большую часть службы шофером при штабе 84-й дивизии. Летную школу под Петербургом закончил позднее.


В авиацию С. Л. Маслов влюбился не меньше, чем в специальность шофера. Даже привез со службы некоторые книги по авиации. Эти книги потом с удовольствием просматривал и читал с раннего детства его внук Владимир. Рассказы деда, его пример и эти книги во многом предопределили выбор его будущей профессии. Владимир Геннадьевич Перескоков окончил военное летное училище, был военным вертолетчиком, служил одно время в поисковой группе на Байконуре, был в Сирии, участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, награжден. Отслужив положенный срок, вышел в отставку в звании подполковника. Живет в городе Кирове. Словом, внук вырос достойным своего дела. А что дед…


Жили Масловы после возвращения Семена Леонтьевича со службы долгое время в Борисовцах. А потом перебрались в Уни, жили в своем доме. Мне не раз доводилось в 70-х годах бывать у Масловых, беседовать с Семеном Леонтьевичем о житье-бытье. Рассказывать он умел, имел до последних дней своей жизни прекрасную память. Его четкую неторопливую, логичную беседу всегда было приятно слушать. Он помнил места службы, фамилии командиров, сослуживцев, интересные эпизоды военной службы. Это был человек скромный, обходительный, добрый по натуре.


Семен Леонтьевич вспоминал:


- Когда выучили в армии на шофера, довелось поездить даже на старенькой машине, ступицы колес которой были выточены из дерева. Удивительно в наше время, но факт.


Этот простой скромный человек был поистине “мастером  - золотые руки”. Так определила народная мудрость людей мастеровых, разносторонних специалистов высокого класса. Семен Леонтьевич мог работать по дереву, был не плохим плотником, а по “железу” – ему  не было равных в районе. В ограде у него было место, приспособленное под мастерскую. Каких только инструментов и приспособлений там не было?! Различные деревянные оправки, металлические крючки, монтажки, шаблоны - и все, в основном, изготовлено своими руками.


Маслова знали и уважали, наверное, все шофера в районе. А для шоферов, попавших в аварии с машинами, он был настоящим “крестным отцом”, палочкой-выручалочкой. В начале 50-х годов прошлого века, когда стали появляться в районе большегрузные по тем временам машины (3-3,5 т) со штампованными кабинами, никто в районе такую поврежденную кабину лучше Семена Леонтьевича выправить не мог. Его большие крепкие рабочие руки могли сделать все. Отремонтирует, как на заводе, не подкопаешься.


Первую автомашину в начале 30-х годов пригнал в район М. Патин, а в сентябре 1934 года распоряжением райисполкома С. Л. Маслов был принят в райисполком “старшим шофером и заведующим гаражом”. 18 лет отработал Семен Леонтьевич шофером в райкоме партии и райисполкоме. Да и после выхода на пенсию, уже в пожилом возрасте его приглашали поработать на период отпуска того или иного шофера. “Борода на машине едет”, - шутили люди.


Прожил С. Л. Маслов около 92 лет. Он оставил о себе добрую память у всех, кто его знал.