Социально - культурное строительство

Категория: История / История района / История и современность, Добавил: Vitek 20.07.2009, посмотрело: 3 294, отзывов: 0


Социально - культурное строительство

        Одним из наиболее важных участков социально-культурного строительства было народное образование. На первом месте стояла ликвидация неграмотности.
        Особое внимание уделялось обучению молодежи, подлежащей призыву в Красную Армию. В ликвидации неграмотности были достигнуты определенные успехи. Если в 1930 году по рай­ону насчитывалось 12404 человека неграмотных и малограмотных - 13485, то в 1934 году их учтено 8366 человек.
        Осуществлен переход к всеобщему начальному образованию, вводится семилетнее образование. Интенсивно идет строительство новых школ. В начале 30-х годов в районе была построена 51 школа. А всего насчитывалась 71 школа с количеством учащихся - 6141. Отрадным фактом было то, что во всех школах детей кормили бесплатными горячими завтраками. Было построено 18 общежитий для учащихся.
        В райцентре строится первое каменное двухэтажное здание для средней школы. Кладку стен делали тимшинские мастеровые под руководством техника-строителя М. С. Симонова. Для строительства использовался кирпич от разобранной Спасской церкви. Школа сдана в экс­плуатацию в 1937 году.
        Кроме Унинской средней, в Унях работает колхозная школа с тремя отделениями: животно­водов, бригадиров-полеводов, счетоводов. По району было 6 подобных школ, только назывались они школами крестьянской молодежи.
В Унях же работает комиссия помощи детям, ведется борьба с детской беспризорностью. Создается детская техническая станция, начальником которой назначается Артемий Васильевич Хаймин, руководителем радиокружка - П. И. Блинов.
Работа по воспитанию детей дошкольного возраста проводилась через сеть дошкольных уч­реждений. Работали сезонные детские площадки, организуемые на период сельскохозяйственных работ. К середине 30-х годов их насчитывалось около ста: стационарных детских садов, рабо­тающих круглогодично, было четыре.
        В основе труда просветителей народа лежало формирование патриотизма, нравственности, порядочности, чести, любви к труду. Кроме обучения детей и взрослых грамоте, учителя вели большую массово-политическую и атеистическую работу. Это беседы, читки газет, выпуск стенгазет. Особенно большая работа проводилась в дни важных кампаний, таких, как весенний сев, уборка урожая.
        Из учителей, занимавших в то время активную жизненную позицию, нельзя не отметить Петра Назаровича Бармина, Елену Михайловну Бармину, Вассу Александровну Зубареву (обе награждены орденами Трудового Красного Знамени), Сергея Матвеевича Вихарева, а также награжденных орденом Ленина Алевтину Николаевну Базанову, сестер Анну Михайловну и Евдокию Михайловну Тананиных, Эмилию Ивановну Циулю. Делу просвещения народа по­святили свою жизнь Аверьян Анфилатович Житлухин, Иван Феопонтович Коновалов, Василий Николаевич Торопов, Матрена Порфирьевна Вихарева и многие другие. Не один десяток лет проработала в системе просвещения Лидия Ивановна Гулемина. За добросовестный труд она первой среди педагогов Унинского района была награждена высокой правительственной наградой. 14 июня 1939 года в зале заседаний Верховного Совета СССР Всесоюзный староста М. И. Ка­линин вручил ей медаль «За трудовую доблесть».

Источник не указан