Унинское городское поселение стр.2

от 13 августа 2009, 20:43, посмотрело: 5 580

д. Малые Уни (Малоунинцы, Под старым кладбищем) - 22 двора, 84 жителя

         Деревня Малые Уни находится недалеко от поселка Уни. Расположена она  на берегу реки Лумпун. Деревня удмуртская. Как утверждают старожилы, удмурты переселились из Уней и назвали свою деревню так же, добавив только слово Малые.

         Деревня имеет еще одно название - Под старым кладбищем. И это соответствует действительности. Деревня находилась за Шаймами, на этом месте хоронили удмуртов. Деревня Малые Уни никогда не была большой - 24 хозяйства. Занимались жители деревни земледелием и животноводством. Свести концы с концами было не просто, поэтому один из жителей деревни, а именно Андрей Васильевич Орлов, решил заняться изготовлением красного кирпича. В первое время всю работу выполняли вручную. Потом приобрели пресс. Из кирпича своего производства построены в деревне кирпичные дома, которые стоят и сегодня.

         В начале 1930-х годов организовалась  сельхозартель «Малые Уни», которая имела всего 139 гектаров земли. Благодаря кропотливой работе, урожайность доходила до 26 центнеров с гектара [59].

         В настоящее время в д. Малые Уни осталось 3 дома, проживает 4 человека.


д. Мыс ( починок Махневский) - 18 дворов, 87 жителей

         Деревня была небольшая. До революции в ней насчитывалось чуть более 20 домов, проживали 140 человек. Обрабатывали землю, разводили  домашний скот, лапти плели и корзины, торговали куделью и уходили на заработки в другие волости Глазовского уезда. Колхоз образовался в 1932 году  и получил название «Советский работник». Первым председателем колхоза был Малых Гавриил Дмитриевич. Перед войной в деревне было 22 дома, в это  время люди стали уезжать. В  1946 году приехали 9 семей удмуртов из Юкаменского района. Они очень хорошо делали сани, телеги, а также посуду. С приезжими жили дружно, весело. В деревне работала кузница. Жили неплохо, но люди все-таки стали уезжать. И сейчас в деревне остался один дом, проживает три человека.

                            *Записано со слов Зыкина Семена Терентьевича, 1931 г.р., уроженца д. Мыс

 

д. Никулята (починок Никулинский) - 34 двора, 130 жителей

         Почти все коренные жители носили фамилию Никулины. А поскольку и первоначальное название деревни - починок Никулинский, можно предположить, что деревня основана Никулиными. Самый первый житель построил свой дом  очень близко к реке Лумпун. Весной дом затопило, и пришлось ставить его выше. С этого и началась деревня.

         Деревня была маленькая. К концу XIX века в ней насчитывалось всего 11 домов, проживало 65 человек.

         В годы НЭПа в Никулятах был основан чугунолитейный завод. Основателями его стали Кузьма Андреевич и Иван Андреевич Девятых. С разрешения Унинского волисполкома в деревне были построены заводские корпуса, поставлена небольшая электростанция, от которой освещались и заводские помещения, и крестьянские дома. В начале 1930-х годов завод был передан в собственность райпромкомбината и в его составе находился до 1960-х годов. Было налажено в Никулятах и кирпичное производство, и мебельное. Райпромкомбинат выпускал молотилки и веялки, изготовлял и продавал пиломатериал.

         Сегодня в Никулятах ничто не напоминает о том, что когда-то здесь  так хорошо была развита местная промышленность. В настоящее время в деревне осталось 18 домов, проживает 45 жителей [71].

 

д. Пестери (починок Пестеревский, Старково) - 10 дворов, 33 жителя

         Деревня находилась около пруда, недалеко протекала речка Яранка. Свое название - Старково, деревня получила, вероятно, по фамилии основателей деревни. Позднее ее переименовали в Пестери. Старожилы прозвали так деревню из-за того, что один мужик повесил пестерь на березу. С тех пор и пошло «Пестери». Деревня находилась недалеко от Лашуков.

В первыне десятилетия после образования этих деревень их разделял густой

лес, сквозь который невозможно было пройти. Чтобы попасть в деревню, ходили по насыпи через Захаровцы.

         Деревня была небольшая 15-16 домов. Стояла в одну улицу. Занимались земледелием и рыбалкой. Рыбу продавали.

         Основные фамилии коренных жителей: Суворовы, Кощеевы, Старковы, также были Шахторины, Кобликовы. Люди стали уезжать из деревни после пожара, когда сгорело много домов.

                            *Записано со слов Булатова Алексея Ивановича, 1930 г.р., уроженца д. Лашуки

         Деревня ликвидировалась в начале 1960-х годов (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 189,  л.21)


д. Пислеги (Пислеговская, Пислеговцы) - 12 дворов, 42 жителя

          Название деревни удмуртское, «пислег» - синица. А удмурты между собой ее называли - Гожна Починка. Фамилии коренных жителей: Булдаковы, Мамаевы, Конышевы, Пичеевы, Двоеглазовы. Красивое место выбрали переселенцы, живописное и удобное, недалеко от речки. На конце деревни был большой пруд и мельница.

         Незадолго до революции 1917 года в Пислегах построили деревянную церковь. Именовалась она Вознесенской, а деревня приобрела статус села и называлась по имени - храма Вознесенское. Это здание после закрытия церкви перевезли в Уни и в нем располагался Центр внешкольной работ, в настоящее время - жилой дом.

         Была в Пислегах и школа, открытая еще до революции. В период коллективизации раскулачено три семьи. Наиболее зажиточной была семья  З. Д. Булдакова. Он имел двухэтажный дом, магазин, большой сад, много земли и скота.

         Колхоз образовался в начале 1930-х годов и получил название «Смычка». После войны, как и из тысяч других российских деревень, народ стал уезжать в поисках лучшей жизни. Последним уехал А. С. Булдаков. Не осталось следов и от пислеговских садов. Память и боль воспоминаний щемят души бывших жителей деревни Пислеги [64].

         Деревня ликвидировалась в 1970 году (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 262 «а»)


д. Русские Тимши  - (Русско-Тимшинская) - 52 двора, 199 жителей

         Деревня была построена при ключе Кушмоншурке. Жили в ней первоначально, по всей вероятности, удмурты, которых впоследствии выселили русские. Этот факт потверждается тем, что в документальных источниках середины XIX  века деревня Русские Тимши имеет еще только одно название - Вотско-Тимшинская.

          До революции в деревне было 64 двора с населением 407 человек. Далеко за пределами округи славились русскотимшинские плотники, мастера по выделке кожи, по изготовлению кирпича, по чугунному литью.


         Большинство хозяйств в деревне были середняками. Но несколько человек выделялись из общей массы. А. В. Девятых и Н. Г. Садаков имели по-небольшому  чугунолитейному заводику. На заводе делали молотильные приводы, печные плиты, шипы для мельничных колес, лили детали к веялкам. Все это продавали местным крестьянам, а также отправляли в Вятку, Нолинск.

         Хотя многие занимались кустарными промыслами, но и хлеборобы были неплохие. Для земли труда не жалели. И рос хлеб. До первой мировой войны почти в каждой семье урожая хватало от весны до весны.

         В период коллективизации чугунолитейный завод был национализирован, а в деревне образовался колхоз «Свободный путь» [14].

         В 2009 году в Тимшах числится 39 домов с населением 106 человек.

 

д. Пазял (Пазяльская, Пазяльцы) - 36 дворов, 150 жителей

         Некогда это была красивая деревенька. Стояла она по обе стороны лога, в котором находился небольшой прудик.  До революции в деревне насчитывалось 24 дома с населением 159 человек. Жили в Пазяле удмурты. С течением времени население в деревне сильно увеличилось,  и деревню в шутку называли «Первый Китай». Характерные фамилии пазяльцев: Ивановы, Танаевы, Кропачевы, Титовы.

         Образованный колхоз носил название «Нацмен Труда». Жили в колхозе дружно, трудились на славу. Очень тяжело пришлось пазяльцам в годы войны, но люди деревню не покинули. После войны в деревне в старом здании клуба открыли магазин. Работала в нем Кропачева Евдокия Семеновна. Школы в деревне не было, дети учились в Гожнях, где была начальная школа.

         Постепенно люди стали покидать деревню. Одна из главных причин - плохие дороги. И еще, конечно, укрупнение колхозов. В основном уезжали в Ключи. Вот так шаг за шагом жизнь покидала эти красивейшие места нашей глубинки.

                            *Записано со слов Титовой Анны Ивановны, 1910 г.р.,

                            Ивановой Анисьи Севастьяновны, 1911 г.р.,

                            Титова Ивана Алексеевича, 1913 г.р., уроженцев д. Пазял

         Деревня ликвидировалась в 1988 году (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 592, л.25)


д. Святица (Над речкой Святицей) - 8 дворов, 31 житель

         Деревня была расположена у  истоков речки Святицы, что и отражено в ее названии. Но, как говорят старожилы, раньше деревня называлась Вороны. Первым жителям пришлось выкорчевывать лес, распахивать землю. Со временем деревня стала увеличиваться. К концу XIX века в ней насчитывалось 27 дворов с числом жителей 206 человек. В 1930-е годы было уже 40 домов, но после пожара осталось только 23 дома.

 

         Дома в деревне были деревянные, за исключением одного каменного пятистенного, принадлежавшего Наговицыным Якову Матвеевичу и Корнилу Матвеевичу. Рядом с деревней был пруд и мельница, построенная на паях с д. Старые Уни. Святица стояла на проезжей дороге Уни-Валамаз, но была непроезжей. Дорогу выстлали торцовкой и,  таким образом, отремонтировали.

         В 1931 году образовался колхоз «Красный пахарь», первым председателем которого была Берестова Матрена. Школы в деревне не было, дети учились в Мусихах. Во время войны на фронт ушли 245 человек, вернулись только 4.

         Основные фамилии жителей деревни: Наговицыны. Были в Святице и свои мастеровые. Бердов Григорий Антонович  катал валенки, Наговицын  Иван Яковлевич выделывал овчины.

         Последними уехали из деревни Наговицына Мария Осиповна, Маренин  Никифор Максимович, Наговицына Мария Михайловна в начале 1960-х годов.

                            *Записано со слов Наговицыной Валентины Григорьевны, 1924 г.р., Наговицыной Марии Михайловны, 1929 г.р., Наговицына Василия Меркурьевича, 1924 г.р., уроженцев  д. Святица

         Деревня ликвидировалась в 1964 году (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 189, л.21)


д. Севастьяновцы (Севастьяновская, починок Перекоповский) - 31 двора, 128 жителей

         По воспоминаниям старожилов первым поселился в деревне старичок по имени Севастьян, от его имени будто бы и пошло название деревни. Однако первоначальное название - Перекоповский починок - говорит о том, что  деревня  уже существовала, но потом по какой-то причине была переименована.

         Деревня до революции состояла из 41 дома с числом жителей 213 человек. Больших лесов около деревни не было, за дровами ездили далеко. По всей деревне было много кипунов, ключей. А рядом с деревней протекает речка Унинка и совсем маленькая речушка Замараиха.

         Жили в деревне русские. Распространенные фамилии: Шульмины, Стяжкины, Свинины. Когда организовался колхоз «Светлый луч», то все хозяйственные принадлежности и орудия труда сдали в него. Первым председателем был Игнатий Федорович Свинин. Не все сразу вступили в колхоз, но потом были вынуждены  сделать это из-за непомерных налогов.

         В настоящее время в деревне прежних жителей осталось совсем немного [30].

         В деревне числится 16 хозяйств, проживает 44 человека.


Д. Старые Уни (Старо-Унинская, Староунинцы, Ярань-Шудзи) - 13 дворов, 25 жителей

         Старые Уни постарше возрастом нынешних Уней. Когда удмуртов русские стали вытеснять со староунинской земли, те поднялись выше и основали новое селение, назвав его тоже Унями. Выходит,  деревне более 300 лет было бы.

         До 1931 года в деревне жили единолично. В 1931 году образовали сельхозартель, председателем которой избрали Ивана Васильевича Кривцева. Все личное имущество отдавали в колхоз. Работали за трудодни. На один трудодень выдавали 250 граммов зерна. С 1936 года молодежь стала уезжать из деревни. Большинство уехали в Пермь. Во время войны из деревни ушли на фронт 16 человек, а вернулось только 6.

                            *Записано со слов Бердникова Михаила Кузьмича, 1911 г.р., уроженца д. Старые Уни

         Деревня ликвидировалась в 1964 году (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 189, л.21)


д. Телицыно (Малое Телицыно, При деревне Пислеговской, Телята)

         Недалеко от деревни Пислеги за прудом находилась маленькая деревушка, которую называли в народе Телята (гоняли телят пастушить). По официальным же данным эта деревня Телицын. Вероятнее всего деревня выделилась из Телицыно, и название осталось прежним - Телицын. В деревне было всего 5 домов, проживало 36 человек. Был свой колхоз, который так и назывался «Малое Телицыно». Деревня ликвидировплась в 1930-е годы.

                            *Записано со слов Падериной Клавдии  Ивановны, 1919 г.р.,уроженки д. Пислеги


д.Удмурт-Тимши (Вотские Тимши) - 33 двора, 133 жителя

У-Тимши         Деревня расположена в пяти километрах от Уней. Дата возникновения ее неизвестна, но основателями были удмурты. О названии деревни бытует две версии. Удмурты по сей день называют ее Сенькиной деревней (Сенька-гурт). Позднее основателем деревни стали считать удмурта Тимофея, отсюда - Тимошкина деревня - Тимши. Первоначально  дома строилисьь в полном беспорядке, над ключом. Затем дома вытянулись в линию с запада на восток. Проходила здесь проселочная дорога от Уней на Глазов. Деревня делилась на две части от водоисточника: удмуртскую и русскую.


         До революции в деревне насчитывалось более 40 домов, работали 4 кузницы, водяная и ветряная мельницы. Недалеко от деревни прямо под ключом стояла деревянная часовня, которую разрушили в 1934 году. Славилась деревня мастеровыми. Так, Унинскую среднюю школу возвел подрядчик Сорокин Федор Агафонович. Сейчас в деревне осталось 6 домов, проживает 5 человек.

                            *Записано со слов Кокорина Геннадия Васильевича, 1927 г.р.,уроженца д. Удмурт - Тимши

 

д. Урай (Ураевская, починок Красношурский) - 32 двора, 108 жителей

         Деревня Урай расположена по тракту Уни-Фаленки, в нескольких километрах от Удмурт-Сурвая.

       Урай  В ревизских сказках за 1811 год указано о появлении нового починка Красношурского. Сказано, что 11 августа 1811 года здесь поселился Максим Максимович Юмшанов, переселившийся из д. Гожнинской Сурвайской волости. А в д. Гожни М. Юмшанов переселился из Чепецкого оброчного стана в 1784 году в порядке перечисления.

         Легенда, передаваемая из поколения в поколение,  гласит следующее о поселении Юмшановых. В поисках хорошего места со стройным лесом, хорошим водоисточником наткнулись Юмшановы на ручей с изумительно оранжевым дном, протекавшим  среди векового леса. Вблизи ручья стояла заброшенная избушка. Как потом выяснилось, избушка принадлежала удмурту-охотнику по прозвищу Урай, который промышлял зверя. Однажды ушел он на охоту и не вернулся. Опустела избушка, а через 13-15 лет наткнулись на нее Юмшановы и поселились в этом красивом месте.

         Жители Урая занимались землепашеством, гнали смолу, деготь. Делали гончарные изделия: горшки, корчаги, глиняную посуду [79].

         Опустела некогда большая деревня. Сейчас в ней насчитывается  6 домов, проживает 16 человек.


д. Юрловцы (починок Юрловский) - 7 дворов, 17 жителей

         Деревня находилась недалеко от  Малой Дубровы. Рядом с деревней протекает речка Унинка. Деревня  небольшая, до реворлюции всего 11 домов. Проживало в ней 62 человека. Из них только 5 были грамотными, остальные ни читать, ни писать не умели.

         Как и во всей округе занимались в деревне земледелием и скотоводством. Были еще в деревне портные. Многие юрловцы уходили на заработки.

         Сельхозартель, образованная в начале 1930-х годов, называлась «Юрловская». Председателем артели был Крутихин С. И.

         В 1963 году деревня объединилась с деревней Малая Дуброва [71].


д. Ярань (починок Яранский, Оносовский) - 35 дворов, 101 житель

        д.ЯраньВ 1781 году из Кстинина пришел в наши края Онос Перешеин с пятью сыновьями. Поселилась семья в лесу около родника, а в метрах ста ниже его протекала речка Яранка. Перешеины сделали на речке запруду, построили мельницу. Поселение назвали по имени главы семейства - Оносовский починок.

         В первой половине XIX века в Ярани (так стали именовать Оносовский починок) проживали Ворожцовы, Тюлькины, Лапшины, и конечно, Перешеины.

         К концу XIX века в деревне насчитывалось более 30 домов, проживало около 200 человек. Пахотной земли было недостаточно, крестьянам часто от урожая до урожая  не хватало своего хлеба. Нередко из-за земельных участков происходили ссоры, тяжбы. А с соседями  из Юрловцев на границах полей двух деревень вспыхивали драки [80].

         Яранский колхоз, образованный в августе 1930 года на базе  артели «Пахарь» выделялся в районе. Первым председателем был Федор Петрович Тюлькин. Хозяйство было крепкое, дружное. Урожайность была по 15-16 центнеров с гектара, на одну корову надаивали по 1680 литров молока. Занимались племенным  скотоводством, коневодством, имели пчелопасеку. На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве  в 1939 году Яранский колхоз представляли Перешеин У. Н., заведующий коневодческой фермой и Тюлькин И. П.,  председатель колхоза [97].

         Решением Кировского облисполкома от 2 сентября 1963 года деревни Ярань, Кроты, Лашуки были объединены в один населенный пункт - Ярань.

         Деревня ликвидировалась в 1984 году (Унинский районный архив ф.15, оп. 1, д. 500, л. 17). Снята с регистрации решением облисполкома № 137 от 9 марта 1987 года.


д. Удмуртский Сурвай (Вотский Сырвай, Малосырвайская) - 48 дворов, 208 жителей

         Первоначально деревня была чисто удмуртская. Расположена она на тракте Уни-Фаленки на возвышенном месте. Название деревни удмуртское. По преданию,  существует такая версия названия. Когда удмурты строили очердной дом, мимо проходили русские. Русские услышали, как удмурты  с

крыши нового дома кричали: «сыр-вай» (пива принеси); «сыр» - пива, «вай» - дай, подай, принеси).

         Население деревни издревле занималось земледелием. Женщины были хорошими мастерицами в таком ремесле, как ткачество. Непревзойденными мастерицами перед революцией считались Девятьярова Устинья Иосифовна и Пиманова Дарья  Михайловна. А вот Алыпов Моисей Илларионович и его сын Илларион Моисеевич оставили о себе добрые воспоминания, как искусные кузнецы.

         Колхоз в деревне организовался в 1931 году и получил название «Знамя труда». Первоначально в колхоз вступили 64 единоличных хозяйства. В конце 1950-х годов после всех укрупнений колхоз стал называться «Дружба». С 1961 года деревня Удмурт Сурвай  - является центром Сурвайского сельского Совета, с 23 июля 1996 года  носит название Сурвайский сельский округ, а с 3 июня 2007 года входит в состав Унинского городского поселения.

*Записано со слов Логиновой Клавдии Николаевны, 1936 г.р.,уроженки д. У. Сурвай

         Сегодня в д. Сурвай числится 87 хозяйств,  проживает 249 человек. В деревне располагаются: школа, детский сад, библиотека, Дом культуры, фельшерско-акушерский пункт, магазин.


д. Балмаж (Балмажская) - 16 дворов, 59 жителей

         Деревня находилась между Пароном и Чузинцами. Деревня была большая до 45 домов. По рассказам Двоеглазова Алексея Ильича, велась летопись  этой деревни, но, к сожалению, была утеряна в конце 1940-х годов. Из летописи деревни известно, что называлась она первоначально  Камбарка. Что это слово означает - неизвестно. Деревня была переименована в Балмаж по прозвищу «Боля». Прозвище принадлежало Борщову Осипу. Чем он прославился, что закрепил свое прозвище за деревней, неизвестно.

         Деревня была очень богатая. Много было пятистенных двухэтажных домов. Крыши домов были крыты либо дранкой, либо железом. Железные

крыши красили в зеленый, коричневый и желтый цвета. Для приготовления краски из карьера, находящегося у деревни, брали волконскоит и желтые и коричневые камни, которые варили на льняном масле.

         Раньше жители деревни уезжали на заработки в дальние  края и даже в Манчжурию. Некоторые жили там 5-6 лет, а иные совсем оставались там.

         Многих жителей деревни раскулачили и выслали. Судьба их неизвестна. Был в деревне свой дендрарий. Двоеглазов Дементий Никитич на своем участке посадил клен, ясень, тополь, вяз. До 1960-х годов существовал этот красивый сад.

         Была в деревне и школа, и детские ясли. Действовала молоконка, вырабатывали сливочное масло и продавали его на Унинском базаре до 1965 года. Жители деревни были частью православные, частью старообрядцы.

         Во время войны в деревню прибыло много эвакуированных эстонцев, и, наверное, поэтому, когда деревня стала распадаться, многие балмажцы уехали в Эстонию. Последние жители уехали из деревни в 1972 году.

*Записано со слов Шиховой Анфисы Матвеевны, 1939 г.р., уроженки д. Балмаж

         Деревня ликвидировалась в 1975 году (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 356, л.61). Снята с регистрации решением Кировского облисполкома № 8 / 241 от 19 апреля 1976 года.


д. Бельтюги (почиок Осиновый Полом) - 12 дворов, 34 жителя

         К началу ХХ века в деревне насчитывалось 20 дворов. Из них в 16-ти проживали Бельтюговы, в 6 - Бурковы. Жители занимались сельским хозяйством, придерживались определенных обычаев и традиций. Среди обычаев существовал такой: уходя из дома - оставляли  на столе хлеб, соль, жбан кваса. Это для того, кто бежал из сибирской каторги, или для прохожего путника.

         Бельтюговское общество жило дружно, люди помогали друг другу в работе, сопереживали в беде, устраивали «помочи» по уборке урожая, по строительству изб и т.д. Население деревни было неграмотным, за исключением нескольких мужчин.

         В 1918 году страшное горе обрушилось на деревню - эпидемия тифа и «испанки». Люди метались в бреду, голодный скот ревел во хлевах. И те, кто держался на ногах, ходили по дворам, бросали животным корм. Для больных кипятили самовары, варили кашу, картошку и эту пищу ставили посреди избы, чтобы люди могли попить воды, поесть. Благодаря самоотверженности соседей деревня была спасена от мора.

         Много жителей деревни свел в могилу голод 1920-х годов. Обескровила  Бельтюги и Великая Отечественная война и послевоенная жизнь, полная лишений. Стали уезжать люди из деревни [16].

         Деревня ликвидировалась в 1980 году (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 428, л.83)


д. Головки (починок Нелюбинский) - 24 двора, 88 жителей

         Деревня была расположена по тракту Уни - Фаленки в 4 километрах от д.У-Сурвай. Деревня раньше была большая, в конце XIX века насчитывала 46 домов, относилась к Быковской волости. Во время Быковского бунта в 1918 году, активное участие приняли  и жители Головков.

         Образованный колхоз назывался «Серп». Основные фамилии в деревне: Братухины, Дуровы, Шуклины, Меньшиковы.

         В 1958 году в деревне было еще 25 домов, а  1965  - только 13. Люди разъехались в самые разные места, многие уехали в Челябинскую область. Большинство же переехали на центральную усадьбу д. У-Сурвай, и улица, на

которой они поселились, долгое время так и называлась «Головки».

                     *Записано со слов Логиновой Клавдии Николаевны, 1936 г.р., уроженки д. У. Сурвай

 Использованы воспоминания Братухиной Ульяны  Григорьевны, 1921 г.р., уроженки д. Головки

         Деревня ликвидировалась в 1972 году (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 311, л.83). Снята с регистрации решением Кировского облисполкома № 8 / 241 от 19.04. 1976 года.


д. Кочиж (Большой Кочиж) - 1 двор, 2 жителя

         Деревня была расположена в 12 километрах от Уней. В деревне проживали как  русские,  так и удмурты. А вот название деревни явно удмуртского происхождения «кочыш» - означает кошка. Деревня основалась у истоков речки Кочижки. Была небольшая, до 18 домов. Основные фамилии в деревне - Базелевы, Филимоновы, Анохины.

         Образованный колхоз носил название «Победа». Массовый отток жителей  из деревни приходится на 1950-е годы. К 1960 году остался один дом, в котором жила вдова Секлетея Захаровна Филимонова с дочерью Анной Ивановной Базелевой.

*Записано со слов Филимоновой Любови Александровны, 1934 г.р., жительницы д. Кочиж

         Деревня ликвидировалась в 1960 году (Унинский рпйонный архив ф.21, оп.1, д. 189, л.18).


д. Отбегаловцы (Отбегаловская, Забегаловская) - 9 дворов, 43 жителя

         Деревня располагалась на берегу речки Березовка. В конце XIX века насчитывала 39 домов, проживало в ней 209 жителей. Практически все занимались каким-нибудь промыслом, а в основном продавали кудель и 39 человек уходили в другие волости и уезды на заработки. Фамилии  коренных жителей - Кропачевы, Ситниковы, Черных.

         Образованный колхоз назвали «Земледелец». В деревне была своя кузница, а также магазин, который располагался на дому.

*Записано со слов Ситниковой Таисии Архиповны, 1932 г.р., жительницы д. Отбегаловцы

         Решением райисполкома № 67 от 30 марта 1965 года деревня Отбегаловцы была признана перспективной с селением в нее жителей деревень Головки, Шусты, Бельтюги (Унинский районный архив ф.1, оп.1, д. 283, протокол № 5). В 1966 году деревня была переименована в Березовку (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 201,л.821). Деревня ликвидировалась в 1973 году (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 310, л.58)