Унинское городское поселение

Категория: История / История сел и деревень / Унинское городское поселение, Добавил: Vitek 13.08.2009, посмотрело: 7 106, отзывов: 11

 

УНИНСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

 

Унинский сельский Совет организован в 1926 году. Территория выделилась из Унинской волости Нолинского уезда. В 1955 году в состав Унинского сельского Совета вошли Гожнинский  сельский Совет и Кротовский сельский Совет с населенными пунктами: Гожни, Пазял, Ключи, Крыжи, Котеги,  Ярань, Лашуки, Захаровцы, Пестери, Борисовцы, Иносветы, Бродники, Дожжи, Святица [94].


д. Алыповцы (починок Алыповский, Засельский, Заселенцы, Засельцы, при селе Унях) - 15 дворов, 66 жителей

        д. Алыповцы Первые жители деревни - Алыповы. Поселились или заселились  они в красивом месте в 2-х километрах от Уней. Поэтому новый выселок и получил название При селе Унях. А  переименован был уже по фамилии основателей деревни.

         Деревня была небольшая. До революции в ней насчитывалось 14 домов, проживало 35 человек. Деревня односторонняя в одну улицу. Около деревни бьет множество ключей. Жители деревни занимались земледелием, были в деревне плотники, несколько человек занимались извозом, перевозили товары.

         Образованная сельхозартель называлась «Алыповская». В период укрупнения она вошла в колхоз «Имени Сталина». Позднее вошла в состав совхоза «Унинский».

                            *Записано со слов Алыповой Юлии Ивановны, 1925 г.р.,проживает в п. Уни

         В настоящее время в деревне насчитывается 42 дома, проживает 131 человек.


д. Большая Дуброва (Большедубровцы, Большедубровская) - 32 двора, 100 жителей

         Деревня Большая Дуброва расположена на ровном просторном месте вблизи реки Лумпун. Почему она полуминеральные источникичила такое название - неизвестно. До революции в деревне насчитывалось 43 дома с числом жителей 230 человек. Занимались жители деревни земледелием, были в ней отличные кузнецы, умели дубровцы и лапти плести, и холст ткать. В деревне до нашего времени сохранился один полуразрушенный каменный дом. Принадлежал он купцу Коновалову Александру Федосеевичу. Семья занималась торговлей и выпечкой. Во время коллективизации их раскулачили. Записано со слов Вичугжаниной Риммы Петровны, 1941 г.р., проживает в п. Уни

         Около деревни,  в 500 метрах от нее, находятся минеральные источники. Источники хлористо-натриевых вод и месторождение лечебной сероводородной грязи с высоким содержанием сернистого кальция для использования в лечебных целях [97].

         В настоящее время в деревне Большая Дуброва насчитывается 47 домов, проживает 148 человек.


д. Борисовцы (Борисовский, Ярань-Шудзи, Староверы) - 30 дворов, 98 жителей

         Деревня делилась на две части: Большие Борисовцы и Малые Борисовцы. Располагались они недалеко друг от друга. А раньше деревня носила название Ярань - шудзи. По преданиям первоначально жил в этой деревне удмурт Борис, которого выжили русские. Видимо, по его имени и осталось название.

         Проживали в деревне русские староверы. В большом почете у них была грамота. Из 193 человек на конец XIX века - 56 были грамотными. Фамилии старожилов деревни: Городиловы, Чучкаловы, Кочкины. Из Бухарцев переехали в Борисовцы Ветошкины, из Пореза - Подгорных, Ивановы появились с Владимирщины, приходили катать шерсть, да здесь и остались.

         Народ в деревне главным образом, занимался земледелием, но  были в деревне и торговцы. Во время пожара, случившегося в XIX веке, деревня практически полностью выгорела. Заново отстраивались несколько ниже прежнего места [2].


д. Бродники (починок Князевский) - 12 дворов, 38 жителей

         В деревню можно попасть через крутой лог. Деревня одной улицей тянулась по угору. Называлась деревня первоначально Князево. Переименована же она была по фамилии переселившегося сюда богатого человека.

         Жители объединились в сельхозартель «Бродниковскую» в начале 1930-х годов. Председателем артели был Черемискин К. И.. В деревне стали строить хозяйственные постройки. Жизнь налаживалась. Но началась война. Мужчины ушли на фронт. Женщины и дети работали в тылу. Во время войны деревня приютила беженцев из Эстонии. После войны жители один по одному стали уезжать в другие населенные пункты. В 1963 году деревня опустела. Остался на ее месте лишь кедр, посаженный Бродниковым. Он гордо красуется на видном месте, как упрек всем, кто покинул деревню.

*Записано со слов Востриковой Анны Степановны, 1925 г.р.,уроженки д. Бродники.

         Деревня ликвидировалась в 1964 году (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 189, л.21)

 

д. Гожни (Гожнинская, Гожнинцы) - 33 двора, 116 жителей

         Деревня стояла в красивом месте. Проживали в ней, в основном, русские, но основали ее, по всей вероятности, удмурты.  «Гож» - черта, межа. Основные фамилии гожнинцев: Фалалеевы, Емшановы, Попцовы, Брюховы, Никулины.

         Гожни - деревня большая. В середине XIX века в ней было уже 39 домов, а к концу века увеличилось до 66. Проживало более 400 человек. Деревня была центром Гожнинского сельского Совета.

         В период коллективизации в Гожнях организовали колхоз «Имени Ворошилова». Колхоз был достаточно большой, в нем имелось более 1300 гектаров земли. Руководил колхозом Емшанов А.

         Деревня Гожни длительное время была центром Гожнинского сельского Совета (дата образования неизвестна). В марте 1959 года его ликвидировали, а деревни вошли в состав Елганского и Унинского сельских Советов.

         В деревне была почта, клуб, сельский Совет, начальная школа, медпункт [71].

*Деревня ликвидировалась в 1980 году (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 428, л.88)


д. Дожжи (починок Дозжевский) - 8 дворов, 18 жителей

         Деревня Дожжи находилась за д.Кокоры. Расположена она была на ровном месте, в окружении лугов. Прямо по огородам бежала речка, рядом с нею - родник. Из родника и речки брали воду.

         Деревня была небольшая. До революции в ней насчитывалось 22 дома, проживало 135 человек. Занимались в основном земледелием, но были и торговцы и шерстобиты. Часть населения уходила на заработки в другие волости Глазовского уезда. Деревня была богатая. Несколько семей имели свои молотилки, маленькие торговые лавки. Во время коллективизации их раскулачили, все имущество отобрали, а самих посадили в тюрьму.

         Образованный колхоз назывался «Труд». Земли в колхозе были хорошие, давали неплохие  урожаи. На фронт из деревни ушли 10 человек, вернулся только один. Уезжать из деревни стали после войны.

*Записано со слов Кокориной Валентины Ивановны, 1925 г.р., уроженки д. Дожи

         Деревня ликвидировалась в начале 1960-х годов (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 189, л.21)


д. Захаровцы (Захаровская, починок Потапова) - 13 дворов, 24 жителя

         От Уней до деревни совсем близко - несколько километров. Почему называется Зхаровцы, так старики сказывали, что название это по имени поселенца Захара. Фамилии в деревне были: Старковы, Навалихины, Бабины,

Говязины, Фалалеевы, Кощеевы. Занимались хлебопашеством, получали хорошие урожаи. В колхозе (назывался  им. Д. Бедного)  до войны на трудодень давали по 3-4 килограмма зерна.

         Жили в деревне дружно, работали истово, придерживались вековых хлеборобских порядков. И мастерами деревня была не обижена. Григорий Терентьевич Старков и Кирилл Климентьевич Бабин - кузнецы, Филипп Васильевич Кощеев - столяр, Василий Сергеевич Кощеев - сапожник,

Степан Михайлович Навалихин и Матвей Николавич Кощеев - охотники.

         Ушли на защиту Родины в годы войны все здоровые мужчины и юноши, 15 из них не вернулось. Что осталось от Захаровцев? Поле, да память живших в ней людей [25].

         Деревня ликвидировалась в начале 1960-х годов (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 189, л.21)


д. Заякинцы (починок Заякинский) - 7 дворов, 26 жителей

       Заякинский пруд  Деревня была небольшая. Скорее, это даже не деревня, а выселок. А выселились сюда Заякины из Карачей. Что уж они так не поделили - неизвестно, однако пришлось им уйти на новое место. Сначала в деревне всего было 4 дома. Потом она расширилась до 19 домов. Проживали Заякины, по их фамилии деревня и называется. Позднее из Чузинцев приехали Алыповы.

         Деревня стояла в одну улицу на берегу реки Лумпун. Говорят, что раньше на месте деревни был дремучий лес, в котором водились змеи. Около деревни - известный всем унинцам Заякинский пруд. На берегу его стояла мельница. Дома в деревне были все деревянные, за исключением двух полукаменных. Их хозяев  во время коллективизации раскулачили. В деревне жили кузнецы, плотники. Были мастера по плетению корзин из ивового прута, по изготовлению телег, саней.

         Сельхозартель, образованная в начале 1930-х годов, называлась «Заякинская». Председателем ее был Заякин Кузьма Андреевич. На войну ушли 20 человек, но вернулись только двое.

         Уезжать из деревни стали после второго укрупнения, т.е. после 1959 года. Последней покинула деревню в 1979 году Заякина Алексндра Осиповна.

*Записано со слов Заякина Сергея Васильевича, 1924 г.р.,уроженца д. Заякинцы

         Деревня ликвидировалась в 1974 году (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 339, л.100). Снята с регистрации решением Кировского облисполкома № 8 / 241 от 19 апреля 1976 года.


д. Иносветы  (Иносветская, Над Высокой Веретеей) - 17 дворов, 53 жителя

         Деревня находилась вблизи речки Яранки. До революции насчитывалось в ней 20 домов, проживало 50 человек. Занимались земледелием, различными промыслами. Деревню можно назвать торговой, т.к. больше половины хозяйств занимались торговлей. Кроме того, многие занимались перевозкой товарва в Нолинский уезд.

         До 1932 года жили единоличным хозяйством. Затем образовался колхоз «Красный Восток». Председателем колхоза был В. Носков. Затем колхоз вошел в состав  колхоза «Первое Мая», а в конце 1950-х годов - в колхоз «Имени Сталина».

         На фронт ушли около 20 мужчин, никто из них не вернулся обратно. Последние жители покинули деревню в 1962 году.

*Записано со слов Носковой Анны Якалевны, 1911 г.р., Головизниной Таисии Яковлевны, 1937 г.р., уроженокд. Иносветы

         Деревня ликвидировалась в 1964 году (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 189, л.21)


д. Карачи (Карачевская, Новоселовская) - 76 дворов, 267 жителей

         В деревне Карачи было две улицы - Верхние Карачи и Нижние Карачи. Деревня отделяется от Уней речкой Унинкой. По рассказам старожилов деревня застроена на болоте.

         До революции в деревне находился красильный завод. Жители занимались земледелием, жили в деревне хорошие плотники.

         Образованный колхоз получил название «Дружинник». Председателем колхоза  был Ничунаев  С. И.  После укрупнения,  деревня вошла в колхоз «Имени Сталина». Председлателем колхоза был Свинин Михаил Федорович. Колхоз был миллионером, за счет хорошо развитого льноводства и высоких надоев в животноводстве.  В колхозе надаивали по 3500-4000 килограммов молока от коровы. В колхозе был сортоучасток, кузница, мельница, птичник. А еще был разбит большой сад.

         С 1960 года молодежь стала уезжать из деревни в Пермь, Свердловск и другие города. Некоторые из них там и остались, другие вернулись обратно в родную деревню. В 1963 году решением Кировского облисполкома от 2 сентября  д. Карачи вошла в состав села Уни. В настоящее время поселок Уни расстроился и за Карачами находится  шесть улиц.

                            *Записано со слов Мельникова Юрия Александровна, 1947 г.р., уроженца д. Карачи.

                            Использованы воспоминания Жданова Николая Родионовича, 1927 г.р.

 

д. Караваевцы (Караваевская, Короваевцы) - 13 дворов, 34 жителя

         Деревня была расположена недалеко от Уней. Была она небольшая, до 22 домов. Недалеко от деревни протекал ключ Гурлуд. Деревня была богатой. Наверное, половина ее жителей занималась кузнечным делом. Многие имели свои кузницы, изготавливали телеги. Наиболее зажиточные


держали в хозяйствах наемных работников. У всех жителей были свои земельные наделы. В летнюю пору с раннего утра до позднего вечера они находились в поле. Но земля не могла в полной мере прокормить людей, поэтому и занимались подсобными  ремеслами: плели лапти, вили веревки, ткали и т.д.

         Колхоз образовался в начале 1930-х годов. Назывался он так же, как и деревня. Председателем колхоза был Алыпов. В колхоз вступили не сразу, и не все. Война нанесла большой урон деревне, затем непомерные налоги

сделали свое губительное дело. Люди стали покидать свои родные места в поисках  лучшей жизни. И, как результат, о существовании деревни Караваевцы напоминают лишь черемухи [61].

         Деревня ликвидировалась в 1967 году (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 219, л.75.)


д. Ключи (Ключинская, Ключинцы, Тимоширская) - 37 дворов, 142 жителя

 

alt         В деревне проживают русские и удмурты. Удмуртское название деревни - Изгурт («из» - камень, «гурт» - деревня). Деревню построили на возвышенности. Недалеко от деревни - Ключинская гора, которая считается одним из самых возвышенных мест области.

         Деревня построена очень неудачно в том плане, что неудобен доступ к воде. Три мощных ключа выбивают из горы, но чтобы набрать воды, необходимо спуститься под гору. Поэтому в старые времена воду набирали в бочки и возили на лошадях. Видимо по этой причине жители деревни хотели захватить место на Паронском поле с мощным родником. Но победа осталась за паронцами, а ключинцы остались с тем, что имели.

         В деревне было 60 домов. Коренные жители удмуртов: Богдановы, Тороповы, Сергеевы, Базелевы, Голубевы, Рамбовы, Ивановы, Завалины. Коренные фамилии русских: Опалевы, Карповы, Родыгины, Ходыревы, Просвернины, Караваевы [48].

         Деревня Ключи - бывшее второе отделение совхоза «Унинский», вышли из его состава и организовали колхоз «Ключинский», ныне  ООО «Ключи».  Сейчас в деревне осталось 44 хозяйства, жителей - 115 человек.

 

д. Кокоры (починок Кокоринский) - 20 дворов, 71 жителей

         Деревня стояла не берегу пруда. Проживали в ней русские, было несколько семей староверов, а остальные - православные. Деревня была небольшая, не более 40 хозяйств. Жили семьи Кокориных, Пушкаревых,

Бушмелевых, Гоголевых.

         Жители деревни занимались в основном хлебопашеством, но были мастера-колесники. Кроме того, до революции 11 человек торговали мочалом. Торговать уходили в другие волости уезда, а иногда даже и в другой уезд.

         Была в деревне школа. Размещалась она на дому у Филиппа Орефьевича Кокорина. Колхоз назывался «Имени Молотова». Председателем  был  Пушкарев А. [3]. Деревня ликвидировалась в 1987 году (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 567, л.41)


д. Коньга (Конгинская, Конгинцы)

         Находилась в одном километре от Котег. Деревня была небольшая. До революции в ней насчитывалось 13 дворов, проживало 88 человек. Занимались земледелием. Деревня  была в одну улицу. Основная фамилия

коренных жителей - Микрюковы. Деревня была небогатая. Колхоз образовался в начале 1930-х годов, назывался по названию деревни. Потом он соединился с Котегами. Как и в других деревнях, здесь собирались на посиделки, пели частушки:

                            У нас Коньга-то не город

                            И Пислеги не село.

                            У нас Коленьки не стало,

                            Без него не весело!

         Деревня ликвидировалась в 1950-е годы.

*Записано со слов Падериной Клавдии Ивановны, 1919 г.р., проживает в п. Уни

 

д. Котеги (Котеговская) - 15 дворов, 47 жителей

         Деревня находилась в двух километрах от Пислег в сторону с.Елгань. Жили в деревне русские. Основные фамилии жителей: Мальцевы, Шахторины, Гущины. Стояла деревня на ровном месте. Посреди деревни был ложбень, в котором  бил мощный ключ. Ключом эти котеговцы гордились. И не зря. Вода в нем была хрустальная, прозрачная, вкусная, ей приписывали   даже целебную силу. Были еще в верхнем конце деревни колодцы, но они пересыхали.

         Мастеровых в деревне практически не было. А вот сады в деревне разводили. Колхоз, образованный в деревне, назывался «Имени Сталина». Затем он соединился с д. Коньга. Люди стали уезжать из деревни в 1950-е годы. Большие укрупненные колхозы задушили маленькие деревни, и они опустели. Последней покинула деревню Микрюкова Анна Григорьевна.

                            *Записано со слов Чирковой Анны Андреевны, 1926 г.р.,уроженки д. Котеги

Деревня ликвидировалась в 1969 году (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 149, л.29)



д. Кроты (починок Петра Бугреева) - 26 дворов, 83 жителя

         Образование д. Кроты относится к концу XVIII или началу XIX века. В 1783 году из разных округов Вятской губернии по разрешениею губернского наместнического правления в Унинские волости переехало 151 человек мужского пола. В числе этих переселенцев был и Петр Бугреев, приехавший из Подгородной волости Березовского оброчного стана. Поселился он в

д. Тимшинской. Старожилы не очень радушно  приняли новосела. Причина этого проста - земля. Делиться ею никто не хотел. Поэтому Петру Бугрееву пришлось искать другое место. И он обосновал свою заимку недалеко от речки Яранки,  между Нечунаевским починком (д. Лашуки) и деревней Яранью. Поселился он вероятнои в 1806 году.

         По переписи 1836 года на заимке Бугреева было 9 хозяйств, проживало 85 человек. И к этому времени починок именовался уже Кротовским. Чем было вызвано такое название, документальных сведений нет. Но старожилы утверждают, что деревня называется по речке Кротовке [80].

         В 1963 году деревня Кроты была объединена с деревнями Ярань и Лашуки с общим названием - Ярань.


д. Крыжи (Крыжовская, Крыжовцы, Крыжов) - 18 дворов, 65 жителей

         Деревня находилась в одном километре от д. Котеги. Расположена была на возвышенном месте. Выстроена на две заложицы, между которыми внизу протекала речка. На реке стояла мельница, числившаяся в середине XIX века. Пруд был богат рыбой. Проживали в деревне русские и удмурты. Основные фамилии: Двинских, Бояринцевы.

*Записано со слов Падериной Клавдии Ивановны, 1919 г.р.,проживает в п. Уни


д. Лашуки (Лушаки, починок Нечунаевский) - 12 дворов, 48 жителей

         Лашуки... Сегодня, наверное, уже никто и не скажет, что означает это слово и откуда пришло названиедеревни. Первоначально деревня носила другое название - починок Нечунаевский, надо полагать по фамилии первого жителя.

         Когда, в каком году,  какого века пришли сюда люди? Неизвестно. Но, вероятно, это было очень давно. Как гласит предание, Лашуки прежде находились  средь густых лесов. Леса постепенно вырубались и однажды жители деревни услышали где-то неподалеку крик петуха. Когда самые смелые из них решились узнать  в чем дело и пошли в сторону доносившихся звуков, их изумленному взору предстала деревня, находившаяся буквально в полутора километрах от Лашуков. Это была деревня Кроты. Так и познакомились две деревни.

         Деревня была небольшой, стояла в одну улицу. Большой пруд был полон рыбы. Ее ловили мешками, а потом продавали на базаре. За счет рыбы и жили. Своей мельницы в деревне не было, ездили на Сардыкскую или Платуновскую. А вот маслобойка была  своя. Колхоз назывался «Новая

жизнь». Деревня была очень дружная [68].

         В 1963 году деревня Кроты была объединена с деревнями Ярань и Лашуки с общим названием - Ярань.


д. Максенки (починок Максенский) - 16 дворов, 61 житель

         Деревня находилась вблизи речки Малый Кушкец. Проживали в деревне,  как удмурты, так и русские. Деревня была небольшая, в пределах 20 домов. Колхоз назывался по имени деревни. Посевная площадь в колхозе - 200 гектаров. Сеяли гречиху, лен, клевер, овес, рожь, пшеницу и т.д. Для переработки льна  был свой льнозаводик. Была и своя мельница. В деревне почти в каждом хозяйстве держали пчел. Была своя воскопрокатная.

         На фронт ушли 17 человек, вернулись с войны только 5. До войны председателем колхоза работал Осипов Федор Александрович, а во время войны - Осипова Анна Григорьевна. В 1950-е годы деревни Пислеги, Крыжи, Котеги, Максенки объединились в один колхоз «Красный Октябрь». Основные фамилии жителей деревни: Осиповы, Кондратьевы.

*Записано со слов Осиповой Юлии Ивановны, 1929 г.р., уроженки д. Максенки

          Деревня ликвидировалась в 1974 году (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 339, л.100). Снята с регистрации решением Кировского облисполкома № 8 / 241 от 19 апреля 1976 года.


д. Малая Дуброва (Дуброва малая, Малодубровская, Летники) - 23 двора, 83 жителя

         Деревня была расположена недалеко от речки Унинки. До революции насчитывалось в ней 39 домов с числом жителей - 231 человек. Проживали в деревне русские.

         Образованный в начале 1930-х годов колхоз назвали «Красное Знамя». Все работы приходилось делать вручную. Работать умели и любили. Выкашивали все луга, ложбеньки, лужки. Ничего не пропадало зря. Все, что садили в поле  убирали до последнего колоска.

         В период укрупнений объединились деревни Малая Дуброва, Малые Уни, Ярань, Кроты, Лашуки, Захаровцы, Кокоры в один колхоз «Светлый луч». Затем снова разъединились. Такие соединения и разъединения ни к чему не могли привести. Люди стали уезжать из деревни.

*Записано со слов Тюлькиной Серафимы Федоровны,1925 г.р.

         Решением Кировского облисполкома от 2 сентября 1963 года деревни Малая Дуброва и Юрловцы были объединены в один населенный пункт - Дуброва.

         Деревня ликвидировалась в 1985 году (Унинский районный архив ф.15, оп.1, д. 521, л.52). Снята с регистрации решением облисполкома № 137 от 9 марта 1987 года.


д. Малиновка (Хомяки, Хомяковская) - 46 дворов, 175 жителей

         По воспоминаниям старожилов, деревня называлась сначала Талый Ключ, т.к. построена при роднике. Позднее ее переименовали в Хомяки. Существует такая версия о переименовании. Через деревню проезжал какой-то чиновник, она ему показалась серой, хмурой, тусклой и он сравнил ее с хомяками.  Такое неблагозвучное название носила  деревня до 1963 года, а затем стала называться Малиновкой.

         Основными занятиями крестьян были земледелие и скотоводство. После революции в деревне образовался колхоз  и ТОЗ, которые объединились затем в одно хозяйство - колхоз «Новая жизнь». Колхоз быстро встал на ноги. Уже перед войной купили машину, добивались хороших результатов в льноводстве и животноводстве. Две женщины - льноводка Пестова Акулина Ивановна  и свинарка Пестова Екатерина  представляли колхоз на сельскохозяйственной выставке в Москве.

         На войну ушли около 50 человек, вернулись только 8. В 1951 году деревня вошла  в колхоз «Имени Сталина». В 1960 году на базе этого

колхоза был образован совхоз «Унинский». В 1967 году он разделился на два хозяйства - «Унинский» и «Малиновский». В 1998 году совхоз «Малиновский» разделился на два колхоза «Малиновский» (центр - п. Уни) и «Новый» (центр - д. Малиновка).

         В настоящее время в Малиновке насчитывается 48 домов, проживает 116 человек [70].

Источник не указан



<
  • комментариев
  • публикаций
8 сентября 2019 09:27

Гость Мария

Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
 
Добрый день.
Недавно узнала,что в д. Большая Дуброва (Большедубровцы, Большедубровская) проживали наши родственники 
"В деревне до нашего времени сохранился один полуразрушенный каменный дом. Принадлежал он купцу Коновалову Александру Федосеевичу. Семья занималась торговлей и выпечкой. Во время коллективизации их раскулачили. Записано со слов Вичугжаниной Риммы Петровны, 1941 г.р., проживает в п. Уни"
Мне сообщили,что их сослали в Сибирь.Но информации точной нет.
Буду благодарна за любую информацию. Ее можно будет скинуть на почтовый адрес-tattva-art@rambler.ru 
Спасибо.


<
  • комментариев
  • публикаций
6 июня 2019 20:36

Владимир

Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
 
Сдается мне что у староверов красота при выборе места жительства была не на первом месте. До революции для староверов существовало огромное количество запретов и ограничений.  


<
  • комментариев
  • публикаций
4 июня 2019 15:08

музей

Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
 
Михаил, старообрядцы древлеправославного вероисповедания. В Борисовцах жили староверы - беспоповцы (поморяне, федосеевцы и даниловцы); напротив деревня Кокоры - место исключительнейшее, красота неописуемая, вот и перебрались туда несколько семей.


<
  • комментариев
  • публикаций
4 июня 2019 00:34

Михаил

Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
 
было несколько семей староверов, а остальные - православные.
Староверы по вашему кто? Католики?


<
  • комментариев
  • публикаций
29 мая 2019 11:27

музей

Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
 
Павел, в д. Гожни замечательный пруд, высокое место, луга, на которых не пасутся коровы... Одни рыбаки местные посещают эти места. Следа деревни нет.

Эдуард, от Перми до Уней 4 часа на машине. У нас живет Ворожцова Тамара Павловна на ул. Кооперативной, 11; она все знает про яранских.


<
  • комментариев
  • публикаций
27 мая 2019 21:41

Эдуард

Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
 
Юрий Александрович, я внук Перешеина Александра Василича, сына Перешеина Василия Артьемевичаи и Марениной Марины Максимовны, дед живой,хотел свозить его на родину, не могу найти д. Ярань, куда ехать. Живём в Перми, куда деда после армии приехал учится и остался.


<
  • комментариев
  • публикации
8 июня 2013 09:28

Admin

Цитата
  • Группа: Администраторы
  • Регистрация: 1.05.2011
  • Статус: Пользователь offline
 
http://uniposelok.ru/istor/derevni/uninskoe_poselenie/176-uninskoe-gorodskoe-pos
elenie-str2.html


д. Пазял (Пазяльская, Пазяльцы) - 36 дворов, 150 жителей
Некогда это была красивая деревенька. Стояла она по обе стороны лога, в котором находился небольшой прудик. До революции в деревне насчитывалось 24 дома с населением 159 человек. Жили в Пазяле удмурты. С течением времени население в деревне сильно увеличилось, и деревню в шутку называли «Первый Китай». Характерные фамилии пазяльцев: Ивановы, Танаевы, Кропачевы, Титовы.
Образованный колхоз носил название «Нацмен Труда». Жили в колхозе дружно, трудились на славу. Очень тяжело пришлось пазяльцам в годы войны, но люди деревню не покинули. После войны в деревне в старом здании клуба открыли магазин. Работала в нем Кропачева Евдокия Семеновна. Школы в деревне не было, дети учились в Гожнях, где была начальная школа.
Постепенно люди стали покидать деревню. Одна из главных причин - плохие дороги. И еще, конечно, укрупнение колхозов. В основном уезжали в Ключи. Вот так шаг за шагом жизнь покидала эти красивейшие места нашей глубинки.
*Записано со слов Титовой Анны Ивановны, 1910 г.р.,
Ивановой Анисьи Севастьяновны, 1911 г.р.,
Титова Ивана Алексеевича, 1913 г.р., уроженцев д. Пазял
Деревня ликвидировалась в 1988 году (Унинский районный архив ф.21, оп.1, д. 592, л.25)


<
  • комментариев
  • публикаций
7 июня 2013 20:43

иванов иван

Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
 
я жил и учился в унинском районе в д пазял в 150-1971г. хотелось бы узнать историю своей деревни

ошибка: годы проживания и учебы в деревне Пазял: 1950- 1971г


<
  • комментариев
  • публикаций
15 ноября 2011 17:43

Юрий Александрович

Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
 
Всем,всем!!!!!! Кому что известно о семье Перешеиных из д.Ярань Унинского района Кировской области, прошу сообщить: адреса, телефоны, e-mail, их новые фамилии.
Перешеин Юрий Александрович.
beagl@mail.ru
89099041133


<
  • комментариев
  • публикаций
6 сентября 2010 15:30

Павел

Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
 

Спасибо Вам  огромное за  эту замечательную статью... Моя баушка родилась в д Гожни ее фамилия Брюхова, она вышла замуж за Никулина, в этой же деревне еще до Великой отечественной войны, а потом уехали оттуда.
Интересно узнать а что сейчас на месте этой деревни? Руины хоть остались?



<
  • комментариев
  • публикаций
20 ноября 2009 13:54

Эмма

Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
 

Это мои родные места. Родители уехали в Казахстан в 1959 году, мне было полных 6 лет. Но я помню. что в тот год район переехал из Уней в Фаленки. В 1964 году я проучилась 2 четверти в начальной Унинской (деревянной) школе. Жила у бабушки Помазкмной (Брянской) в девичестве Коноваловой Надежды Ивановны по ул. Милицейской, 11. Бабушка была на пенсии, но весь стаж выработала будучи преподавателем в школе. Учительницей были и ее сетра Коновалова Зоя Ивановна - в Большой Дуброве. Родом они были из д. Большая Дуброва. Были у них два брата: Михаил и Иван.
В этом году я почти через 50 лет побывала в своих родных прекрасных местах, подышала своим чистейшим самым сладким родным запахом лесов и лугов, окунулась в родниковые воды. Поплакала под песню об Унях, которую исполнила на празднике неизвестная мне автор стихов.
Ничего не изменилось в моем родном  краю. Он так же прекрасен, добр, как будто не было стольких лет разлуки. Мечтаю снова побывать на родине, теперь уже со своими внуками. Почти каждый день захожу на ваши сайты, чтобы хоть какую нибудь весточку узнать о моем самом любимом месте на земле.


Добавление комментария

Пожалуйста, соблюдайте уважительную форму общения!
Имя:*
Комментарий:
Защитный код против спама:

Введите код с картинки:*
   соглашаюсь с Правилами сайта