Мечта сбылась

от 20 июля 2009, 22:21, посмотрело: 2 754


Мечта сбылась


У унинских старожилов, особенно бывших механизаторов Унинской МТС и дорожных строителей, еще частенько появляется на слуху имя Алексея Павловича Обухова. Да это и неудивительно. Основные этапы его трудовой биографии – это 17 лет работы директором Унинской МТС и 12 лет – начальником Унинского производственного дорожного участка.


Большую и сложную жизнь прожил А. П. Обухов. Он был живым свидетелем многих изменений в нашей стране, активным участником становления новой жизни, подъема народного хозяйства. С детства нуждой и самой жизнью приученный к труду, порядку и дисциплине, хорошо, что он не увидел современного полного развала и разграбления страны.


Родился Алексей Обухов в 1906 году в бывшей деревне Сунское, что была расположена в лесной местности на стыке Унинского и Фаленского районов. В бедной безлошадной крестьянской семье он был третьим сыном, а всего их было семеро детей. Семья жила в большой нужде и детям рано пришлось трудиться, чтобы хоть чем-то помочь родителям. Алексею с матерью приходилось весной работать у зажиточных мужиков, чтобы дали лошади вспахать свой участок.


- Не один раз пришлось нам с младшим братом просить милостыню на паперти в с. Красном, - вспоминал о своем детстве А. П. Обухов. А когда  подросли, то ходили в соседние деревни плотничать, шили и ремонтировали обувь на дому у заказчиков.


Позднее, как только образовались коммуны в Унях и в Сунском, жившая в нужде семья Обуховых одной из первых вступила в коммуну. Потом бывшие коммунары с интересом вспоминали этот период.


- Работали и отдыхали все вместе. Работали дружно, бригадой. Официального соревнования не было, но каждый стремился сделать больше и лучше. Никому не хотелось выглядеть в глазах других неумехой, а тем более лодырем, - говорили они.


Труд у крестьян тогда был полностью ручной, только лошадка была основной и незаменимой помощницей в работе. Но и до нашей глубинки доходили уже слухи о “стальных конях”, которые быстро и хорошо обрабатывают землю. Вот и мечтал Алексей Обухов “оседлать” такого коня.


С образованием района в 1929 году его мечта сбылась и Алексей одним из первых был направлен на курсы трактористов в г. Вятку. Его по праву считают первым трактористом в районе, потому что он пригнал в Уни первый трактор “Фордзон” в 1930 году и первое время работал на нем. Как на великое чудо техники смотрели унинцы на этот примитивный по теперешним временам трактор. Но тогда для крестьян это была действительно чудо-новинка.


Но мало после курсов довелось поработать А. П. Обухову в Унях. После образования Бельской МТС в 1931 году его направляют туда механиком и для обучения первого набора трактористов. По примеру Алексея и с его помощью самостоятельно изучил трактор по книгам, потом научился водить его и успешно освоил специальность тракториста его двоюродный брат Павел Андреевич Обухов. Он также помогал А. П. Обухову обучать трактористов  в Бельской МТС.


А когда в 1935 году образовалась Унинская МТС, то в августе этого же года Алексей Павлович и Павел Андреевич Обуховы были переведены туда из Бельской МТС. А. П. Обухов стал старшим механиком, а П. А. Обухов – участковым. И снова большая организационная работа, обучение кадров, повседневная помощь им.


Когда началась Великая Отечественная война и абсолютное большинство мужчин, способных защищать Родину, было мобилизовано на фронт, на старшего механика А. П. Обухова была наложена “бронь” и он оставлен для работы в тылу. Приказом от 12 августа 1941 года он был назначен директором Унинской МТС.


Нелегкая это была ноша, особенно в годы войны. Ведь на смену мужчинам пришли в МТС девушки и молодые женщины, взвалившие на свои плечи тяжелый механизаторский труд. Да и техника тогда была не современная. Бывало, заводили тракторы после “подтяжки” всей бригадой “кривым стартером”: один – за ручку, другие – за веревку с двух сторон.


Но все пережили и вынесли люди. Унинская МТС вовремя выполняла все полевые работы, своевременно обеспечивала технику горючим и всем необходимым. Сделать это то же было не легко, так как дорога до Фаленок была во многих местах разбита.


В течение 17 лет успешно руководил трудовым коллективом Унинской МТС Алексей Павлович Обухов. Спустя многие годы доводилось слышать о нем добрые отзывы старых механизаторов.


- Он был для нас, как отец родной, строгий, но справедливый. Особенно строго спрашивал за дисциплину и качество работы: допустишь огрехи, увидит – заставит переделать. Во всем любил порядок и дисциплину, но людей зря не наказывал. А заставлял работать по-настоящему, - рассказывал от А. П. Обухове один из первых механизаторов, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Я. П. Квакин и механизатор “второго призыва” П. Н. Торопов.


Государство высоко оценило добросовестный труд А. П. Обухова на директорском поприще. Свою первую награду – медаль “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” он получил в июле 1946 года. Позднее к ней добавилось еще пять юбилейных медалей.


Но высшей оценкой его труда было награждение Алексея Павловича орденом Трудового Красного Знамени в декабре 1954 года. Это было еще задолго до массовых награждений тружеников села.


А потом в связи с реорганизацией МТС был переведен А. П. Обухов по приказу облсельхозуправления в апреле 1958 года председателем колхоза “Дружба”.  Два года он руководил этим хозяйством, но оставил после себя добрый след на сурвайской земле. За это короткое время значительно укрепилась материальная база хозяйства, был построен машинный двор, ферма, заготовлено много леса, велось строительство жилья для колхозников, значительно были улучшены условия их труда и быта. И технику нужную колхоз приобрел после реорганизации МТС.


Все шло хорошо, но начавшиеся эксперименты в сельском хозяйстве, ликвидация района в 1959 году не сулили перспективы. И Алексей Павлович в 1960 году использовал свое право досрочного выхода на пенсию как механизатор, механик, директор МТС, выработавший установленный стаж. Стажа у него было более чем достаточно, и он ушел на заслуженный отдых.


Жалели колхозники этого уважаемого всеми председателя. Позднее шутники-острословы, вспоминая добрые дела в колхозе, говорили:


- А это было еще при Алексее Первом…


Как в царской иерархии, были среди председателей колхоза “Дружба” и Алексей второй (Алексей Герасимович Останин) и Алексей третий (Алексей Иванович Русских).


С восстановлением района в 1965 году вновь оказался востребован опыт руководителя-коммуниста А. П. Обухова. Ему предложили возглавить коллектив дорожного отдела, который в том же году был преобразован в производственный дорожный участок.


И Алексей Павлович с присущей ему добросовестностью взялся за дела. Его прошлый опыт руководящей работы, умение организовать людей, хорошее знание техники сделали свое дело. А. П. Обухов сколотил дружный, работоспособный коллектив дорожных строителей. Их работа, наличие и рациональное использование местных материалов – песка и гравия дали положительные результаты. Коллектив Унинского ПДУ вскоре стал одним из лучших в области, и гравийные дороги по Унинскому району оценивались так же. В этом была большая заслуга А. П. Обухова. Недаром областные руководители, побывав в районе, говорили:


- Чем хорош Унинский район, так это дорогами.


В это время строилась дорога через Канахинцы на Уть, поддерживалась по району дорога на трассе Уни - Фаленки, строились мосты и другие дорожные сооружения.


Труд Алексея Павловича в дорожном строительстве также был оценен руководством по достоинству. В феврале 1976 года за многолетнюю добросовестную работу в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог и в связи с 70-летием со дня рождения он был награжден Почетными грамотами управления “Кировавтодор” и Унинского райкома партии и райисполкома.


А автору этих строк, как члену бюро райкома партии, довелось вручить А. П. Обухову в 1989 году почетный знак “50 лет в КПСС”. Правда, не в торжественной обстановке, а дома, так как здоровье его уже серьезно “пошаливало”.


Прожил Алексей Павлович более 80 лет, оставив о себе добрую память.